14:32
USD 89.51
EUR 97.50
RUB 0.97

Таможенники и предприниматели: за кем правда?

На прошлой неделе представители Торгово-промышленной палаты в очередной раз пожаловались на ущемление их прав Государственной таможенной службой КР. Правительство распорядилось отменить препоны, однако в ЕАЭС считают, что кабмин несколько погорячился.

Неподъемные нагрузки

Компании, занимающиеся грузовыми перевозками, за последний год столкнулись со значительным увеличением числа нарушений со стороны ГТС. Проблемы возникают главным образом при таможенном оформлении грузов. Сотрудники службы применяют необоснованные методы определения стоимости товаров, которые в итоге увеличивают ее и накладывают дополнительную нагрузку на конечного потребителя. Предприниматели уже встречались по данному вопросу с представителями ГТС и Минэкономики, но вопрос остался нерешенным.

Рассказали бизнесмены и о другой проблеме – таможенники сами определяют места складов для растаможки товаров.

Торгово-промышленная палата предложила изменить процедуры определения стоимости товаров при таможенном оформлении и исключить при этом применение различных ставок к участникам внешнеэкономической деятельности. С этим предложением согласились и представители ГТС, и Минэкономики, заявив о готовности создать межведомственную рабочую группу по решению данного вопроса.

Также ТПП КР предложила запретить ГТС направлять бизнесменов на конкретные места таможенного оформления и склады временного хранения, принадлежащие частным лицам. Это предложение принято Советом по развитию бизнеса и инвестициям.

ЕАЭС всему виной

Экс-депутат парламента, а ныне судья Евразийского экономического суда Галина Скрипкина в беседе с ИА «24.kg» отметила, что слепо верить предпринимателям рано. Правила таможенного оформления грузов и место временного хранения товаров определяется законодательством Евразийского экономического союза.

  • При ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС уже в момент пересечения ее границы возникают правоотношения, регулируемые соответствующим законодательством.

Ввезенные товары должны быть сразу доставлены перевозчиком в места прибытия и предъявлены таможенному органу. При этом список мест, куда отправляется товар, направляется таможенными органами в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК). В соответствии с Таможенным кодексом место доставки товаров при таможенном транзите определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах.

Для этого организованы склады временного хранения (СВХ) и иные места, определенные законами стран ЕАЭС. Они должны отвечать требованиям по расположению, обустройству и оборудованию.

  • Владелец склада временного хранения должен войти в реестр ЕАЭС.

Фактически таможенники не по собственному желанию отправляют перевозчиков в определенные места хранения. Этого требуют законы ЕАЭС и Кыргызстана. Другой вопрос – место доставки или временного хранения товаров.

«Проблему нужно рассматривать исходя из грамотности выстраивания логистики самим перевозчиком и собственником товара, экономической составляющей, соответствия мест доставки и СВХ всем предъявляемым требованиям, степени их обустройства и оснащения современной техникой, технологиями. В итоге все должно сводиться к ускорению и упрощению таможенных процедур, скорости таможенной очистки, увеличению товарооборота», - комментирует проблему Галина Скрипкина.

Сколько стоит товар?

Еще один спорный вопрос - по какой методике определять стоимость ввозимого груза. Предприниматели просят ГТС использовать тот метод, который более выгоден им. Однако решить этот вопрос только на национальном уровне невозможно.

  • Правовое регулирование таможенной стоимости товаров, в том числе процедур ее определения и контроля в ЕАЭС осуществляется по международным нормам ВТО.

Согласно принципам Всемирной торговой организации оценка ввезенного товара для таможенных целей должна основываться на действительной стоимости этого или аналогичного товара, а не на стоимости товара местного происхождения и не на произвольной или фиктивной стоимости.

  • Действительная стоимость – это цена, по которой во время и в месте, определенных законодательством страны ввоза, этот или аналогичный товар продается или предлагается для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции.

Стоимость товара не должна включать суммы любого внутреннего налога, применяемого в стране происхождения или экспорта, от уплаты которого товар уже освобожден или будет освобожден путем возмещения. Основы и методы определения стоимости товаров, подпадающих под обложение таможенными пошлинами или другими сборами, должны быть стабильными и предаваться достаточной гласности.

Международными нормами, актами ЕАЭС заложены единые принципы и основы справедливого, прозрачного осуществления процедур определения и контроля таможенной стоимости на всей таможенной территории ЕАЭС: законность, единообразие и беспристрастность при определении таможенной стоимости. Именно поэтому при разногласиях предпринимателям стоит в каждом конкретном случае разбираться отдельно. Если не удастся договориться с ГТС, стоит обратиться за разъяснениями в ЕЭК.

Популярные новости
Бизнес
19 марта, вторник