08:03
USD 87.00
EUR 90.64
RUB 0.85

Бюджет.kg: как сэкономить и не обделить себя

Бюджет Кыргызстана из года в год остается дефицитным. Нам не хватает средств на самое необходимое – повышение зарплат учителям и врачам, пенсий, ремонт инфраструктуры. Министерство финансов зорко следит за тем, чтобы госорганы не потратили лишнюю копейку, но почему-то в ведомстве забывают покопаться в собственных закромах.

Фонд всевластия

При Министерстве финансов действует Фонд развития экономики с исключительным правом учета, анализа и обеспечения возврата государственных заемных средств по бюджетным ссудам, иностранным и другим кредитам. Чиновников ведомства Счетная палата уже не первый раз уличает в нарушении действующих законов, что в итоге сказывается на расходах и без того скудной казны. Но фонду все нипочем.

Источником его финансирования являются отчисления в размере 7 процентов от денег, возвращаемых в республиканский бюджет по выданным бюджетным ссудам и иностранным кредитам. В 2014-м ведомство получило на свое содержание 139 миллионов 574,9 тысячи сомов. При этом аудит установил, что ГФРЭ необоснованно начислил проценты от возврата процентных сумм на 68 миллионов 418,2 тысячи сомов и штрафов на 297 тысяч сомов.

«Положение о деятельности фонда его руководством толковалось произвольно. Это подтверждают многочисленные выводы аудитов Счетной палаты. Так, по итогам аудита ГФРЭ за 2013-й необоснованные начисления 7 процентов от возврата процентов, штрафов и пени составили 46 миллионов 145,7 тысячи сомов, которые СП КР предписала перечислить в республиканский бюджет. Но это решение до сих пор не исполнено», - отмечают аудиторы Счетной палаты.

Смету доходов ГФРЭ на 2014 год утвердили в 111 миллионов 373,5 тысячи сомов. При этом уточненный план в расходной части, с учетом остатка средств на начало года, составил 136 миллионов 920 тысяч сомов. Из них кассовые расходы сложились в сумме 109 миллионов 289,7 тысячи сомов. Больше всего денег в фонде ушло на зарплаты - 66 миллионов 6,8 тысячи сомов, или 48,2 процента. В нем работают 146 человек с месячным фондом оплаты труда 1 миллион 810,6 тысячи сомов. Кроме того, установлена компенсация на питание (4 тысячи сомов – техперсоналу, 5 тысяч сомов – госслужащим).

«Однако указанные выплаты по специальному счету не предусмотрены в постановлениях правительства. Также в ГФРЭ за один рабочий день выплачивались на питание сотрудника 280 сомов, на проезд - 20 сомов. Всего в 2014-м на выплату ежемесячной компенсации сотрудникам ГФРЭ направили 9 миллионов 334,3 тысячи сомов. Плюс за счет специального счета произведены единовременные выплаты премиальных отдельным сотрудникам на 10 миллионов 753 тысячи сомов. Эти выплаты также не предусмотрены постановлениями правительства», - говорится в отчете Счетной палаты.

Есть и еще любопытные факты. На начало 2014-го дебиторская задолженность служащих фонда составила 215,5 тысячи сомов. При этом за год выдано 3 миллиона 570 тысяч сомов, а списано 3 миллиона 745,8 тысячи сомов. В том числе на командировочные потрачено 2 миллиона 952,3 тысячи сомов, или 78,8 процента. Однако во время проверки установлены факты необоснованного списания подотчетных сумм, выданных на командировочные расходы, на 330,4 тысячи сомов.

Закупаем, закупаем, себя не обижаем

Систему государственных закупок не зря называют одной из самых коррупционных. Бороться с этим в Кыргызстане пытаются который год, то и дело перекраивая законы. Данной сферой занимается еще одно подразделение Минфина - Департамент государственных закупок.

На 2014 год смету расходов департамента утвердили в 5 миллионов 312,3 тысячи сомов. При этом кассовые расходы составили 5 миллионов 293,9 тысячи сомов, а фактические – 3 миллиона 912,2 тысячи сомов. Из них на выплату зарплаты потратили 3 миллиона 46,5 тысячи сомов, на служебные поездки - 384,2 тысячи сомов, а фактические расходы составили 104 тысячи сомов. При этом директор департамента Улан Даникеев лично утвердил штатное расписание, тогда как по закону это должен делать министр финансов.

Но это не самое страшное прегрешение. Аудит установил факт выплаты премий и надбавок работникам, не предусмотренные постановлением правительства. Так, на основании приказа директора департамента от 29 августа 2014 года выплачена премия 12 сотрудникам в сумме 150 тысяч сомов. Приказом от 31 октября выплачена премия в размере заработной платы 14 работникам на 243,9 тысячи сомов. На основании еще одного приказа от 28 ноября выплачена премия 14 работникам в размере полутора заработных плат на 346,8 тысячи сомов. На основании приказа от 25 декабря сотрудникам выплачена 13-я заработная плата на 101,8 тысячи сомов. В результате выплаты премий, не предусмотренных нормативными правовыми актами, составили 842,5 тысячи сомов.

В нарушение положений Трудового кодекса установлены необоснованные выплаты надбавок за ненормированный рабочий день и выслугу лет. Так, надбавки за ненормированный рабочий день устанавливались в размере 30 процентов к общей сумме начисленной зарплаты, включая должностной оклад и надбавку за выслугу лет. Однако согласно статье 151 Трудового кодекса выплаты компенсационного и стимулирующего характера в виде надбавок и доплат устанавливаются в абсолютных величинах или в процентах только к должностному окладу. В результате сумма излишне выплаченных надбавок составила 68,9 тысячи сомов.

«Например, двум главным специалистам департамента установили доплату при выслуге в 10 лет в 20 процентов оклада, тогда как по закону она не должна превышать 15 процентов. Ведущему специалисту при выслуге до 3 лет установлена надбавка в размере 15 процентов вместо положенных пяти. Всего сумма нарушений при установлении надбавок за выслугу лет составила 15,1 тысячи сомов», - отмечают в СП КР.

Экономить в департаменте явно не привыкли, как и ездить в общественном транспорте. Например, заведующему отделом А.Шайбылдаеву на основании авансового отчета возмещены транспортные расходы по оплате такси Бишкек – «Манас» - Бишкек на 1,1 тысячи сомов. При этом, согласно нормам расходов по проезду в пределах Кыргызстана, на расстояние 51-60 километров оплата составляет 48 сомов в один конец. Или всего 96 сомов.

Установлены факты выдачи денежных средств по расходным кассовым ордерам под отчет без подписи директора департамента. В отдельных случаях в кассовых ордерах отсутствуют даты получения денежных средств и данные документа, удостоверяющие личность получателя.

Айтишники денег не считают

Есть в составе Министерства финансов и такое подразделение, как Госучреждение «Инфо-Система» (ГУИС). Его основной задачей является предоставление информационно-коммуникационных услуг не только системе казначейства и госорганам по организации учета и управления персоналом государственной службы, но и внедрение и поддержка автоматизированных информационных систем в госорганах КР.

Согласно положению о ГУИС, его штатное расписание утверждается директором организации. В 2014-м в штате предусмотрено 47 единиц. При этом на январь 2014 года в ГУИС было восемь вакансий. К концу года свободными были уже 19 мест. Прием на работу сотрудников ГУИС осуществляется не на конкурсной основе, так как его сотрудники не являются госслужащими. При приеме людей учитывается их опыт работы в сфере ИКТ. В то же время число принятых на работу сотрудников не привязано к выполнению конкретного задания, касающегося разработки модуля.

Финансирование ГУИС не зависит напрямую от выполнения конкретных задач и планов работ. Общая сумма расходов на 2014 год составила 26 миллионов 162,4 тысячи сомов. Хотя к концу года числа сотрудников сократилось до 20 человек.

«Ни Министерство финансов, ни другие госорганы, отчисляющие на содержание ГУИС 0,1 процента своих расходов, не контролируют, как средства расходуются. Учреждениями и ГУИС не подписываются акты выполненных услуг с указанием их стоимости. Аудитом при сверке данных банковских выписок с данными оборотно-сальдовой ведомости выявлено несоответствие между суммой финансирования 26 миллионов 663,5 тысячи сомов и поступлением средств в разрезе министерств, где показано 26 миллионов 162,4 тысячи сомов. В ГУИС не ведется учет поступления отчислений в размере 0,1 процента от каждого государственного учреждения. Несмотря на это, общая сумма дебиторской задолженности, указанная в балансе на 1 января 2015-го, составляет 5 миллионов 914 тысяч сомов. Эта сумма не подтверждена актами сверок», - говорится в отчете по итогам аудита «Инфо-Системы».

Еще один любопытный факт. Руководство организации не только не следит, куда и сколько тратит, но и не ведет учет компьютерного, серверного и телекоммуникационного оборудования, полученного по договору с Министерством финансов в безвозмездное временное пользование. В результате аудитом выявлена недостача двух ноутбуков на 118,8 тысячи сомов. Как такое может быть? Неизвестно. Как непонятно и то, почему Минфин, ратующий за сокращение неприоритетных расходов, не обращает на это внимание.

В 2015 году правительству невероятными усилиями удалось добиться роста экономики. В этом году сделать это гораздо сложнее. Экономический кризис в регионе все острее дает о себе знать. Это означает, что и к государственным расходам придется относиться более рационально. Хочется надеяться, что госорганы, и в частности Минфин, обратит внимание на рекомендации Счетной палаты и поскребет-таки в своих весьма не скудных закромах. Глядишь, и не придется ходить по миру с протянутой рукой в поисках инвестора для очередного строительства дороги или школы.

Популярные новости
Бизнес