EurasiaNet (США). Обычно по пятницам мечеть «Аль-Сарахсий» в Кара-Суу заполняют тысячи верующих с юга Кыргызстана. Они приезжают в этот город, население которого составляет 20 тысяч человек, чтобы послушать проповеди харизматичного имама этой мечети Рашота Камалова, который пользуется популярностью за критику коррумпированных чиновников, морального упадка в обществе и западной поп-культуры.
Когда журналист EurasiaNet.org приехал в Кара-Суу в пятницу 13 февраля, эта двухэтажная мечеть, расположенная в двух шагах от границы с Узбекистаном, была наполовину пуста и окружена милицией. Правительственные чиновники назначили нового имама. Камалова арестовали 9 февраля за то, что он якобы высказывался в поддержку воюющих на стороне «Исламского государства». По словам его сторонников, данные обвинения абсурдны и, судя по всему, имеют целью заставить замолчать известного критика правительства.
«Задержанный имам не только призывал к созданию халифата, но также рассказывал верующим о войне в Сирии и делал экстремистские заявления», – заявил «Интерфаксу» представитель МВД Кыргызстана Жениш Аширбаев. Он добавил, что Камалов также подозревается в членстве в «Хизб ут-Тахрире», исламистской группировке, деятельность которой признана незаконной во всех странах региона. Милиция «обнаружила экстремистские книги и прочие материалы в доме подозреваемого в мечети», отметил Аширбаев.
В связи с арестом Камалова кыргызские силы безопасности устроили облаву по всему южному Кыргызстану, арестовав десятки людей, которых они называют «боевиками». Представители служб безопасности утверждают, что во время рейдов обнаружены незаконно хранящееся оружие и экстремистская литература, а также приостановлена работа подпольных ячеек, якобы вербовавших граждан Кыргызстана для участия в военных действиях на стороне ИГ.
Камалов, которому сейчас 36 лет, - сын Мухаммадрафика Камалова, известного имама, убитого в августе 2006 года во время совместной операции кыргызских и узбекских сил безопасности. Обстоятельства его гибели по-прежнему не вполне выяснены. Кыргызская милиция утверждает, что Мухаммадрафик Камалов был террористом, но не представила достаточных доказательств, которые бы убедили в этом независимых наблюдателей. Камалов-младший выступал в качестве имама в мечети «Аль-Сарахсий» после смерти отца, хотя не был утвержден муфтиятом.
Как и его отец, Камалов-младший, по сообщениям, позволял членам «Хизб-ут-Тахрира» молиться в своей мечети, но публично заявлял, что не связан с этой организацией и не поддерживает ее цели по созданию исламского халифата. Он осуждал насилие, творящееся под лозунгами ислама, и критиковал кыргызстанцев, воюющих в Сирии в рядах различных групп повстанцев. В интервью EurasiaNet.org за несколько недель до ареста Камалов сообщил, что сторонники ИГ угрожали ему за критику в адрес движения.
Сторонники решительно отрицают утверждения правительства, что Камалов является исламским боевиком, и говорят, что доказательная база в отношении него фабрикуется. «Во время обыска милицией дома Камалова присутствовали более 100 человек, и они видели, что милиция не смогла найти улик, – сказала адвокат Камалова Назгуль Суюбаева. – Эти люди звонят мне и спрашивают, почему милиция лжет».
Несколько не связанных друг с другом жителей Кара-Суу заявили, что милиция запугивала и оказывала давление на людей, чтобы заставить их дать свидетельские показания против Камалова. Один ошский преподаватель экономики, знакомый с Камаловым, заявил на условиях анонимности, что обвинения политически мотивированны. «Он был единственным имамом на юге Кыргызстана, открыто критиковавшим власти и их политику, – заявил он. – Другие имамы на такое не решались. Его независимость от государства сделала его популярным среди верующих по всему южному Кыргызстану».
Адвокат Камалова Назгуль Суюбаева связывает арест с состоявшейся в конце декабря 2014 года в Оше встречей между представителями сил безопасности и религиозными деятелями, во время которой Камалов открыто подверг критике политику правительства в религиозной сфере, особенно практику массового ареста верующих по обвинениям в экстремистской деятельности – иногда с целью вымогательства взяток.
Одно западное официальное лицо высказало серьезные сомнения по поводу выдвинутых в отношении Камалова обвинений, предположив, что доказательства против имама сфабрикованы. «Да бросьте вы! Что, теперь стало незаконным говорить по поводу халифата?» – заявил данный чиновник, добавив, что беспокоится, что суд над имамом не будет честным.
Наблюдатели не уверены, насколько арест Камалова скажется на стабильности в южном Кыргызстане, все еще ощущающем последствия произошедшего в 2010 году кровопролития. В день ареста Камалова, 9 февраля, собралась толпа из примерно 500 его сторонников, но милиции удалось убедить их разойтись без применения силы. Во время пятничной молитвы четырьмя днями позже улицы все еще были заполнены сотрудниками милиции, а жители Кара-Суу сообщали, что напуганы.
Но наблюдатели едины во мнении, что арест имама не поможет властям в их усилиях по предотвращению вербовки бойцов для ИГ, а возымеет обратные последствия. «Камалов проводил огромную работу по снижению привлекательности радикализма, – сообщил вышеупомянутый преподаватель экономики. – Арестовав его, власти навредили себе. Многие молодые верующие разочарованы его арестом и радикализируются».
http://russian.eurasianet.org/node/61796