11:40
USD 88.85
EUR 94.92
RUB 0.96
Большой тираж

Туркменистан заканчивает строительство дороги в никуда

«Независимая газета» (Россия). Ашхабад в ноябре введет в строй первую очередь Азиатского международного железнодорожного коридора Туркменистан – Афганистан – Таджикистан (ТАТ). Он, как сказал президент Гурбангулы Бердымухамедов, «свяжет в будущем Азию и Европу».

 

Проект может в будущем изменить геополитическую ситуацию в регионе и создать определенные сложности России. Но сегодня эта туркменская железная дорога в никуда – ни Кабул, ни Душанбе к строительству своих участков и не приступали.

 

Речь о строительстве участка Атамырат – Имамназар (Туркмения) – Акина (Афганистан). Завершить строительно-монтажные работы на 85-километровой линии намечено в первой декаде ноября 2016 года. Общая протяженность стальной трассы – 88 км. Участок между приграничными пунктами Имамназар и Акина – 3 км.

 

Строительство железной дороги ТАТ началось в июле 2013 года. Тогда говорилось, что транспортный коридор через территории Туркменистана, Афганистана – через Мазари Шариф, Кундуз и через КПП «Шерхон Бандар» на границе Таджикистана – дойдет до района Джаллолидина Балхи в Хатлонской области Таджикистана и далее выйдет через Киргизию на разветвленную железнодорожную сеть Китая и потом – на государства Азиатско-Тихоокеанского региона.

 

Однако ухудшение ситуации в Афганистане тормозит реализацию проекта. С прошлого года северные регионы страны то и дело подвергаются атакам отрядов «Талибан». Азиатский банк развития, который финансировал строительство афганского участка дороги, объявил, что из-за ухудшения обстановки приостанавливает участие в проекте.

 

Не торопится с реализацией и Таджикистан. В прошлом году приступили к поиску финансирования для исследования местности, по которой пройдет дорога. Потом возникли некие противоречия по подписанному с Афганистаном протоколу о проекте. Министр транспорта Таджикистана Шерали Ганджалзода сообщил, что «протокол подписан еще в 2014 году, после чего был направлен на рассмотрение правительства Туркменистана».

 

Противоречие, по словам министра, заключается в несогласовании маршрута по Афганистану. «Были предложены два маршрута. Короткий предложил Таджикистан – 160 км. Длинный, предложенный афганской стороной маршрут составлял свыше 500 км. В итоге сторонам удалось договориться и подписать соответствующий протокол, направив его потом на подписание правительству Туркменистана», – пояснил Ганджалзода.

 

При этом таджикские власти заявляют, что данная трасса будет сдана в эксплуатацию в 2018 году. Таджикский участок составит 392 км.

 

Между тем эксперты считают, что ни о каком Азиатском международном железнодорожном транспортном коридоре на данном этапе речи не может и быть. «Никаких железнодорожных перевозок ни через Киргизию в Китай, ни через Туркменистан в Афганистан и далее в Иран в ближайшее время не будет. Радикально различается геоэкономическая привлекательность стран как для глобальных игроков, так и для региональных. Плюс политическая нецелесообразность для евразийских союзников, которые являются важнейшими экономическими игроками в регионе. А укрепление экономических связей с южными соседями так или иначе ведет к ослаблению связей с северными соседями», – сказал руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин.

 

http://www.ng.ru/cis/2016-10-11/1_tat.html

Бизнес