15:42
USD 89.12
EUR 94.98
RUB 0.95
Парламент

Официальное следствие не выявило причастности членов фракции «Ата Мекен» к мародерству в 2010 году (часть II)

Официальное следствие не выявило причастности членов фракции «Ата Мекен» к мародерству в 2010 году. Такие итоги отмечены в справке межведомственной следственной группы, направленной руководству Жогорку Кенеша.

Как отмечается в документе, всего в рамках расследования допрошено 268 лиц, проведено 11 очных ставок, направлено 54 запроса, в органы дознания направлено 36 следственных поручений, произведена выемка телефонных разговоров по 51 абонентскому номеру. Объем уголовного дела составил 15 томов. Проверены факты, указанные в показаниях заключенных СИЗО №1 Юсупова, Оморова, Шергазиева, а также проведен ряд следственных мероприятий по установлению истинных обстоятельств дела, по результатам чего многие факты сотрудниками правоохранительных органов не были установлены.

Не подтвердились факты:

- По офису Бакиева, расположенному по улице Московской, 56. По показаниям А.Юсупова, в ходе известных событий ими во главе с Райканом Тологоновым захвачен данный офис, там находилось 6-8 вооруженных людей, представившихся сотрудниками СГО ГКНБ КР. Оттуда было вывезено огнестрельное оружие, а также документация из сейфа, принадлежащие Ж.Бакиеву. В последующем данный объект захвачен рейдерским путем.

Был допрошен главный специалист УМС г.Бишкека Темиров, который показал, что нежилое помещение по указанному адресу передано на баланс УМС мэрии Бишкека в 1995 году, после чего продано Э.Абдразакову с договором аренды с последующим выкупом, позже продано Урматбеку Бакиеву. Последний в ходе допроса показал, что не имеет никакого отношения к семье экс-президента К.Бакиева, и подчеркнул, что они просто однофамильцы. Далее он показал, что в 2009-м приобретал вышеуказанное помещение у Э.Абдразакова и сдавал в аренду И.Бакиеву. Во время апрельских событий 2010 года находился в Джалал-Абаде, по приезде в Бишкек в своем офисе увидел народных дружинников, которые его доставили к Туратбеку Мадылбекову, и он также объяснился, что не имеет никакого отношения к семье Бакиевых.

- Не подтвердились факты захвата коллекционного оружия, принадлежащего семье экс-президента Курманбека Бакиева и его приближенным из дома №56 по улице Московской.

Получен ответ из МВД КР, что у Бакиевых было 33 вида оружия, у Жаныбека - 8, у Акмата - 5, у Максима - 8, у Марата Бакиева - 12, в связи с чем проводится проверка относительно его наличия и местонахождения. Кроме этого направлен запрос в ЭКЦ МВД КР о наличии двух пистолетов, добровольно выданных ОВД Ысык-Атинского района, зарегистрированных на Максима Бакиева, которые были утеряны.

- По факту нанесения Мусой Тологоновым телесных повреждений Абдулле Юсупову в здании прокуратуры Чуйской области.

По данному факту допрошен Юсупов, который показал, что в здании Чуйской областной прокуратуры в ходе допроса Муса Тологонов избил его в присутствии сотрудников СОБР ГУВД Чуйской области. Допрошенный следователь прокуратуры Чуйской области А.Абдыкалыков показал, что при проведении очной ставки между А.Юсуповым и Р.Тологоновым по вызову заместителя прокурора области вышел из кабинета, по возвращении узнал, что в кабинет ворвался Муса Тологонов и нанес А.Юсупову удар ладонью по лицу. При этом сам А.Юсупов и его адвокат Т.Абдыев отказались писать заявление и проходить соответствующую судебно-медицинскую экспертизу.

- По факту освобождения от занимаемой должности муфтия Мураталы ажы Жуманова.

По этому поводу А.Юсупов показал, что по указанию главы аппарата временного правительства Эмильбека Каптагаева после апрельских событий ездил в муфтият республики с требованием освободить от должности Жуманова. Допрошенный Суйунаалы Уланович Кулуев, бывший первый заместитель муфтия М.Жуманова, показал, что в марте 2010 года А.Юсупов с группой неизвестных лиц несколько раз посещал М.Жуманова с требованием освободить занимаемую должность. После апрельских событий 2010-го также А.Юсупов приезжал в муфтият с группой лиц, где провели собрание, в ходе которого М.Жуманов написал заявление об уходе с работы. В свою очередь допрошенный Э.Каптагаев показал, что с А.Юсуповым он не знаком и никакого поручения по освобождению муфтия М.Жуманова не давал.

- По фактам рейдерского захвата ряда квартир, принадлежащих клану Бакиевых, показания Абдуллы Юсупова также не подтвердились. Эти квартиры имеют законных хозяев и какому-либо захвату в большинстве своем не подвергались.

- По телефонным переговорам.

Для более объективного исследования обстоятельств дела были изучены распечатки телефонных переговоров. Так, с сотового телефона Абдуллы Юсупова (0700 37-20-00) на телефон Райкана Тологонова (0770 03-42-41) с 31 марта по 8 апреля 2010 года произведено 22 соединения. А между Туратбеком Мадылбековым (0555 47-47-69) на телефон Райкана Тологонова с 1 по 20 апреля 2010-го произведено 44 соединения, а также 5 соединений между Юсуповым и Мусой Тологоновым (0558 98-00-88). Согласно проведенному анализу табуляграмм телефонных переговоров по базовым станциям операторов мобильной связи на период с 7 апреля по 10 апреля 2010 года, имеются основания предполагать, что Райкан Тологонов находился в районе девяти объектов, а его сын Муса Тологонов в районе четырех объектов из указанных Юсуповым более 30 объектов.

При дополнительной проверке Райкан Тологонов факт знакомства с А.Юсуповым и разговоров с ним в период апрельских событий 2010 года не отрицал, указывая при этом, что никакого разговора по поводу захвата имущества семьи Бакиевых и его приближенных лиц не вел, что и подтвердил при проведении допросов и очных ставок с Юсуповым. Доводы Мадылбекова о том, что после назначения комендантом г.Бишкека 7 апреля 2010 года и в течение трех суток никуда не выходил из помещения ГУВД, вызвали сомнения, так как сотрудники ППСМ ГУВД г.Бишкека Н.Бейшекеев, Карыпбек уулу Т., А.Сансарбаев, на которых ссылался Мадылбеков, исходя из их показаний, представлены к нему с 9 апреля по 11 апреля 2010 года.

- По факту посещения оперативного сотрудника ГКНБ республики Бузармана Иманбекова СИЗО №1 города Бишкека и встречи с Абдуллой Юсуповым.

По данному факту допрошен Бузурман Иманбеков, который показал, что по поручению следователя СУ ГКНБ республики посещал Юсупова в СИЗО №1 и брал объяснительную по поводу рейдерских захватов. Юсупов попросил его, чтобы объяснительная не попала в руки Туратбека Мадылбекова, после чего отобранную письменную объяснительную передал следователю СУ ГКНБ. Также дополнил, что объяснительную брал в присутствии адвоката. После этого ему на мобильный телефон звонил Юсупов и интересовался, не передавал ли он его объяснительную Мадылбекову, номер телефона, с которого звонил Юсупов, он не помнит.

По факту посещения Райканом Тологоновым в течение 1,5 месяца Абдуллы Юсупова в СИЗО №1. Вместе с депутатом по его указанию его посещали отдельные сотрудники правоохранительных органов и запугивали Юсупова. Допрошенный Юсупов показал, что Тологонов после вышеуказанных событий в течение 1,5 месяца посещал его в СИЗО №1, кроме этого по поручению Тологонова посещали заключенного и отдельные сотрудники правоохранительных органов, которые запугивали его.

По факту ежемесячного посещения Туратбеком Мадылбековым и Райканом Тологоновым Абдуллы Юсупова в СИЗО №1 допрошен сотрудник ГСИН К.Таштаке уулу, который дал показания, что действительно примерно месяц назад по поручению начальника О.Энтереева он посещал А.Юсупова, чтобы уточнить, сам ли он или по чьей-то просьбе написал информацию о рейдерских захватах. Допрошен начальник ГОРУ ГСИН О.Энтереев. Он дал показания, что действительно велел сотрудникам ГСИН К.Таштаке уулу и У.Суйеркулову посетить СИЗО и встретиться с Юсуповым и уточнить, сам ли он по своей инициативе обращается в разные инстанции. Допрошенный бывший начальник СИЗО №1 М.Жусупбеков показал, что с декабря 2011 года по июль 2012-го работал начальником этого следственного изолятора. В марте 2012 года по просьбе следственно-арестованного принял Юсупова, тот попросил организовать ему встречу с председателем ГСИН Ш.Байзаковым для передачи информации по поводу семьи Курманбека Бакиева, о чем он сообщил Байзакову, который несколько раз посещал СИЗО №1 и в кабинете заместителя начальника POP Байсеитова лично беседовал с Юсуповым. При беседе никого, кроме них, не было, о сути разговора ему ничего неизвестно.

- По факту посещения Туратбеком Мадылбековым Абдуллы Юсупова в СИЗО №1, где в ходе беседы последний был избит депутатом.

По данному факту А.Юсупов показал, что Т.Мадылбеков посещал его в СИЗО №1 дважды, последний раз Мадылбеков избил его, что могут подтвердить свидетели из числа сотрудников ГСИН. Допрошенный Мадылбеков признал, что 23 июля 2012 года посещал А.Юсупова и разговаривал с ним в кабинете начальника Д.Султанкулова по поводу клеветы в отношении него. Факт рукоприкладства Мадылбеков полностью отрицает. Также допрошен начальник СИЗО №1 Д.Султанкулов, который подтвердил показания Мадылбекова по поводу телефонного звонка и его визита в СИЗО, а также подтвердил доводы нардепа, что тот не избивал следственно-арестованного Юсупова. Факт посещения в СИЗО №1 подсудимого Абдуллы Юсупова депутатом ЖК Туратбеком Мадылбековым трактуется им как установление причины и мотива изложения не соответствующих действительности фактов, имевших широкий общественный резонанс. При этом Мадылбеков подчеркивает, что он воспользовался своим статусом депутата парламента и зашел к Юсупову без специального разрешения. Однако остались невыясненными обстоятельства беспрепятственного посещения режимного объекта из личной заинтересованности без осуществления полномочий, предусмотренных соответствующим законом.

В ходе дополнительного расследования с целью проверки правомерности вхождения Мадылбековым без специального на то разрешения на территорию учреждения для встречи с подследственными А.Юсуповым, Д.Оморовым и А.Шергазиевым 23 июля 2012 года в аппарат Жогорку Кенеша был направлен запрос. В аппарате пояснили, что по Конституции полномочия депутата начинаются с момента принятия присяги и до прекращения деятельности соответствующего созыва ЖК. В связи с этим депутат в период парламентских каникул имеет право рассматривать жалобы, заявления граждан, а также посещать государственные учреждения. Вследствие чего по этому эпизоду уголовное преследование прекращено.

Оставались неисследованными показания А.Юсупова по следующим обвинениям:

- что Райкан Тологонов вызывал его в Джалал-Абад для захвата имущества Бакиевых;

- что Райкан Тологонов после встречи с Омурбеком Текебаевым 8 апреля 2010 года велел позвонить сыну бывшего министра внутренних дел Молдомусы Конгантиева - Афтандилу - и предложить выкупить своего отца, который находится у его людей в Таласе. При этом он озвучил сумму - $1,5 миллиона, что для министра ВД не такая уж большая сумма.

В ходе дополнительного расследования допрошен Райкан Тологонов, который отрицает данный разговор, а приглашенный по этому поводу Молдомуса Конгантиев показал, что никакого разговора о его выкупе не было. Допрошенный Афтандил Конгантиев показал, что с А.Юсуповым он не знаком, а о том, что его отца М.Конгантиева задержали в городе Таласе митингующие, узнал в СМИ.

Также остались неисследованными показания сокамерника А.Юсупова - М.Бакаева.

Допрошенный бывший сокамерник М.Бакаев указывает, что с А.Юсуповым находился в одной камере в течение полугода, и характеризует его только с отрицательной стороны, ссылаясь на его бахвальство, лицемерие, говоря, что ради своих интересов он готов на любые ложь и клевету.

Как отмечается в справке межведомственной следственной группы, одним из лиц, подтверждающим доводы А.Юсупова, являлся Абдували Акжолов, являющийся заместителем начальника 10-го управления МВД КР. По его показаниям А.Юсупов хвастался, что лично получил задание от Райкана Тологонова, чтобы они захватывали объекты, принадлежащие семье Бакиевых и забирали все имущество себе. По его словам, их вооружила партия «Ата Мекен», и, со слов Абдуллы, в те дни один из полученных от партии «Ата Мекен» автоматов Калашникова он продал за $2 тысячи человеку по имени Умар, который работал в городской мечети. В ходе дополнительного расследования дано следственное поручение по установлению лица по имени Умар, однако по настоящее время он не установлен и не допрошен, в связи с чем не представилось возможным опровергнуть или подтвердить данные доводы.

Кроме этого 20 апреля 2010 года, когда он находился в рабочем кабинете, к нему на сотовый телефон позвонил А.Юсупов и сообщил, что находится возле его работы по ул.Раззакова, 69, а после встречи дал ему 20 тысяч евро, полученных им от корейца, чтобы они никого не искали. Их он возвратил через некоторое время для решения вопроса по поводу задержания их с пистолетами, изъятыми из дома Жаныша Бакиева. Допрошенный В.Тян показал, что на него совершено разбойное нападение, в результате ему причинен ущерб в размере 7,5 миллиона сомов. По данному факту возбуждено уголовное дело, которое находится в Аламудунском районном суде. А факт передачи А.Юсупову и Д.Оморову денег в размере 20 тысяч евро отрицает.

Вместе с тем следствие отмечает, что факты посещения Райканом Тологоновым ряда объектов, подвергавшихся в апреле 2010 года мародерству, в частности, объектов, расположенных по адресам: Московская, 56, Пушкина, 75, Панфилова, 142, нашли свое подтверждение и не отрицались самим Тологоновым. При этом также был установлен факт посещения Мадылбековым А.Юсупова в учреждении 21 ГСИН при ПКР. Однако, несмотря на принятые органом следствия меры, установить их причастность к организации и разграблению данных объектов не представилось возможным, ввиду того, что все указываемые ими члены семьи Бакиевых и приближенные им лица в настоящее время пребывают за пределами Кыргызской Республики, допросить и установить, какое конкретно имущество, на какую сумму похищено, не представилось возможным. При этом без установления даты и времени совершения преступления, предмета преступного посягательства, его стоимости факт наличия состава преступления в действиях тех или иных лиц вызывает сомнение, а согласно требованиям УПК КР, следует, что все сомнения в доказанности обвинения, которые не могут быть устранены в рамках надлежащей правовой процедуры в соответствии с настоящим кодексом, толкуются в пользу обвиняемого.

Напомним, что в парламенте была создана комиссия по расследованию фактов мародерства на основе показаний ряда заключенных СИЗО №1. Они обвинили ряд депутатов от «Ата Мекена» в причастности к мародерству в 2010 году.

Бизнес